Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Slogan.jpg
Для слабовидящих Все телефоны больницы
15.06.2019

В приемном отделении – всегда как на передовой

В Первую городскую больницу в сутки попадает в среднем 150 пациентов.

К приемному отделению подъезжает реанимационная бригада скорой помощи. Вопреки ожиданиям, никакого ажиотажа: никто не встречает, а медики быстро, но спокойно отвозят лежащего на каталке мужчину в один из смотровых кабинетов. Пообщаться с ними на обратном пути не удается. Со словами: «У нас вся каталка во вшах, надо срочно обрабатывать» – они пробегают мимо.

Эхо закрытия медвытрезвителей

Первый же пациент, поступивший в стационар на наших глазах, окунул в суровую реальность, с которой здешние сотрудники сталкиваются по много раз на дню. Больница скорой помощи, оказывается, это не только борьба за жизнь и за спасение здоровья. Доставленный мужчина – судя по всему, бомж либо сильно опустившийся гражданин – ничем не болен. Скорую помощь ему вызвали прохожие, когда он рухнул навзничь в нескольких шагах от забегаловки-«наливайки». Диспетчеру сообщили, что человек лежит без сознания. После осмотра и необходимого минимума обследований выясняется, что причина его состояния одна – сильнейшее алкогольное опьянение. Но оставить на улице нельзя, а везти, кроме больницы, некуда…

Такое вот печальное эхо закрытия медвытрезвителей аукается врачам уже много лет. И без того загруженные работой, они вынуждены тратить массу времени и сил на тех, кому медицинская помощь, по сути, не нужна. Никакого преувеличения: время только приближается к полудню, а в Первой городской это уже третий пациент в отключке на фоне непомерного пьянства.

Интересуемся у старшей медсестры Елены Шлегель, что с этим мужчиной планируют делать дальше – показаний для госпитализации нет, а уйти он явно не в состоянии. Оказывается, поставят капельницу и приведут в чувство, но чтобы безопасно сделать это – сначала обработают от вшей.

– У нас в отделении есть няни, которые в такой ситуации принимают на себя первый удар – «замачивают» пациентов в ванну, бреют, обрабатывают дезинфицирующими средствами. Потом даем им какую-то чистую одежду, все ненужное из дома сюда несем. Как приходят в норму после капельницы – отпускаем. Но сколько раз случалось, что днем такие «пациенты» уйдут, а вечером возвращаются – опять уже где-то лежали в алкогольном опьянении. Кстати, если их привозят вечером, то они зачастую здесь спят, особенно в морозы. Не выставишь же их ночью на холод, куда они пойдут, – рассказывает Елена Александровна.

Сосуды не выдерживают

Смена у сотрудников приемного отделения начинается в восемь утра. Только заступив на пост, они сегодня уже встречали первую пациентку – в начале девятого привезли женщину на третьем месяце беременности с болью в животе. Осмотрев ее, врач принял решение о госпитализации в гинекологическое отделение из-за угрозы потери ребенка.

– Когда бригада скорой помощи с пациентом прибывает к нам, дежурная медсестра в диспетчерской сразу направляет их в нужный кабинет, вызывает врача, при необходимости заказывает ЭКГ, лабораторные анализы. Далее ждем назначения доктора: какие обследования нужны дополнительно – УЗИ, рентген, компьютерная томография, гастроскопия, консультация других специалистов, организация консилиума. Все зависит от диагноза, – говорит Елена Шлегель. – Если везут очень тяжелых пациентов – например, в коме или с сильным отравлением, то заранее звонят со скорой помощи и просят собрать профильную бригаду.

В день нашего визита подобный случай уже был – принимали пациента с «запущенным» инсультом: человек плохо себя чувствовал второй день, но все надеялся отлежаться дома. И ситуация достигла критической точки.

– Сегодня вообще много нарушений мозгового кровообращения, видимо, перепад погоды влияет. К одиннадцати утра уже шесть человек. Все возрастные, за шестьдесят. Диагноз у всех подтвердился, отличается только степенью тяжести: кто-то в первые часы поступил и имеет гораздо больше шансов на благоприятный исход, а кто-то затянул с обращением. Нельзя забывать, что при инсульте важно оказать помощь в первые три часа, – говорит медсестра Марина Панфилова, только что вернувшись с приема: поступил пациент с инфарктом, его госпитализировали.

Марина Николаевна трудится в приемном отделении с 2000 года, в ее обязанности входит прием пациентов терапевтического и неврологического профиля, а таких всегда много.

После открытия в 2010 году на базе Первой горбольницы Регионального сосудистого центра сюда везут всех пациентов, у которых есть подозрение на нарушение мозгового кровообращения.

– Наши врачи осматривают их, проводят обследования. В Региональном сосудистом центре созданы для этого все условия, как и для дальнейшего лечения, если диагноз подтверждается. Если же выявляются более легкие проблемы, например гипертонический криз, и им не требуется экстренная помощь – мы пишем направление в стационары городских больниц №№ 6, 7 или 4 и организуем перевозку пациента туда. Он приезжает туда уже полностью обследованный, с рекомендациями для лечащего врача, – рассказывает Ольга Саукова, исполняющая обязанности заведующей приемным отделением.

Как это нет показаний?!

Коллектив приемного отделения – это средний и младший медперсонал, плюс свой терапевт, хирург по экстренному приему и гинеколог. Врачи остальных специальностей приходят из отделений. Кроме того, есть рабочие по сопровождению пациентов (к их помощи прибегают, когда нужно доставить куда-либо лежачего человека) и няни – они моют пациентов, обрабатывают их.

– На данный момент у нас 26 медсестер, ежедневная смена – шесть человек. Но этого очень мало, практически все работают на полторы-две ставки. Средний возраст сестринского коллектива – 38 лет. Не идет к нам молодежь из медколледжа, потому что считает, что здесь слишком бурно, активно и интенсивно. Работа интересная, но тяжелая, в том числе и морально. Ведь иной раз не столько пациент сложный, сколько сопровождающие его родственники, порой с ними бывает труднее работать, чем с больными. Чего только не бывает: и скандалят, и жалуются, и угрожают, – делится Елена Шлегель.

И словно в подтверждение этих слов – где-то в коридорах раздается взвинченный женский голос:

– Как это показаний нет? У меня спина больная, скоро на дачу ехать – надо перед этим витамины поколоть, физиопроцедуры поделать…

Частенько привозят буйных пациентов (опять же в алкогольном опьянении) – как правило, с травмами. Они и в больнице не успокаиваются, шумят, кидаются на медиков. Поэтому в приемном отделении есть пост охраны и тревожная кнопка, пользоваться которой приходится очень часто, ночью дежурит ЧОП.

При всем при этом приемное отделение – отличная школа для врача, позволяющая набраться бесценного опыта и значительно расширить кругозор. Нынешняя заведующая Ольга Саукова начинала свою трудовую деятельность после окончания лечебного факультета СГМУ в 2008 году как раз в приемном отделении. Проработала два с половиной года, а потом ушла в кардиологическое отделение. В октябре 2018 года вернулась в родные стены в качестве и. о. заведующей на период декретного отпуска основного работника.

– Даже когда я ушла работать в кардиологию, всегда старалась дежурить в приемном отделении, потому что оно для меня родное. Мне не хватало адреналина, экстрима. И сейчас рада возвращению, тем более коллектив практически не поменялся, – отмечает Ольга Алексеевна. – Работа здесь очень сложная, передовая так сказать. Как главврач у нас говорит, театр начинается с вешалки, а больница – с приемного отделения. Эмоциональное выгорание, конечно, есть у всех, но стараемся оказывать помощь и по-человечески относиться к людям.

– Из наших медбратьев уже полбольницы врачей выросло, – улыбается Елена Шлегель. – Начинали здесь, а сейчас работают в сосудистой хирургии, реанимации, неврологии. Сейчас два медбрата работают – они клинические ординаторы в реанимации. У нас хорошая база, здесь у нас учатся и ординаторы скорой помощи, проходят практику будущие фельдшеры – студенты медколледжа.

Плановые и экстренные пациенты теперь не пересекаются

Несмотря на существующие трудности, коллектив здесь заинтересованный и любящий свое дело. У многих стаж по 20–25 лет. Старшая медсестра Елена Шлегель работает с 2006 года, и многие перемены происходили на ее глазах.

– Если сейчас наше отделение занимает весь первый этаж пятиэтажного корпуса с разделением на экстренный и плановый прием, то раньше только его часть. Причем все пациенты шли в один поток и часто бывало так, что плановые были вынуждены сидеть и ждать своей очереди, потому что скорые везут и везут экстренных, – вспоминает Елена Александровна. – В 2013 году нас расширили. Был организован отдельный прием для плановых пациентов: у них свои кабинеты, врачи, регистратор. Теперь потоки пациентов вообще не соприкасаются. Это хорошие начинания, и очень хотелось бы их продолжить. Нам очень нужны дополнительные площади, чтобы организовать приемное отделение по самым современным стандартам.

Для Первой городской больницы это действительно насущная потребность. Последние годы для больницы ознаменовались стабильным наращиванием объемов оказания медицинской помощи. Если в 2008 году в Первой городской было пролечено 30 тысяч человек, то в 2018-м – более 40 тысяч. Ежегодно прибавляется порядка тысячи пациентов.

– Если раньше 125 человек в сутки у нас это был пик и рекорд, то сейчас 150 – обычное повседневное явление. Совсем недавно мы за сутки 203 человека приняли, – рассказывает Елена Шлегель.

Наше совместное дежурство не стало рекордным – за сутки поступило 111 обращений, 70 пациентов госпитализированы. Но на дворе была пятница, и плановых пациентов перед выходными практически не было. А в понедельник жизнь здесь закипит с удвоенной силой…

Наталья СЕНЧУКОВА

фото Иван МАЛЫГИН

городская газета "Архангельск - город воинской славы"


У вас есть вопрос?

Читайте все вопросы и ответы или задайте свой
и мы ответим в ближайшее время

Как к Вам обращаться?

Как с Вами связаться?

 

Что Вы хотите спросить?

Защита от автоматического заполнения


Отправляя вопрос Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных